Business Engineering Group | Главная страница Бизнес Инжиниринг Групп | Главная страница Написать письмо Написать письмо Карта сервера Карта сайта
Бизнес Инжиниринг Групп
ЧаВо Форум Контакты Прайс
ЧаВо
Форум
Контакты
Прайс
О фирме
Консалтинг
Обучение
Инструменты
Клиенты
е-Государство
Теория
Публикации
Актуальные задачи государственного управления

Административное моделирование

Программные продукты

Результаты проектов с применением административного моделирования

Концепции будущих проектов

Обучение государственных служащих

Справочная информация

Задайте нам вопрос

Имя:

Организация / Орган власти:

Телефон:

E-mail:

Вопрос:
Введите число на рисунке:
Главная | Решения для госсектора | Концепции будущих проектов

Письмо передано 26.06.2008 г.

Председателю
Счетной палаты Российской Федерации
С. В. Степашину

О предложениях по созданию
информационно-технологической
платформы для организации
государственного контроля в области
стратегического развития
Российской Федерации

Уважаемый Сергей Вадимович!

Консалтинговая компания АНО КМЦ "Бизнес-инжиниринг" просит Вас ознакомиться с предложениями по созданию информационно-технологической платформы системы государственного контроля стратегического развития России (справка об опыте компании прилагается).

Прежде чем разработать данное предложение, мы изучили отчеты и аналитические материалы, публикуемые на сайте Счетной палаты, в том числе, заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года».

Нам представляется, что многие отмеченные Счетной палатой Российской Федерации недостатки проекта нового трехлетнего федерального бюджета связаны с тем, что в настоящее время в практике государственных органов преобладает подход к управлению страной через управление ресурсами (бюджетом), главным инструментом  которого являются нормативы финансирования. 

По нашему мнению, задача государственного управления состоит не столько в распределении бюджета, сколько в управлении социально-экономическим развитием. Необходима регулярность процессов определения целей государственной политики, подбор соответствующих целям действий и только потом - определение финансирования в привязке к ответственным за результат действий исполнителям. При естественных ограничениях по ресурсам нужны итерационные процессы подбора оптимальной системы целей, задач, мероприятий и ресурсов.

Эта работа с 2004-2005 г. г. ведется во многих федеральных органах власти, в субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях, однако, всюду она выполняется вручную с ограничениями по скорости выбора решений и качества получаемых стратегических планов.

В силу непрозрачности "бумажной" процедуры определения целей, задач и показателей, отсутствия централизовано утвержденных методик и инструментальных средств подвергается сомнению обоснованность планов, создаваемых программно-целевым методом. Стратегическое планирование не развивается как законное основание для бюджетных проектировок на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Изучив правовую базу, имеющуюся в открытом доступе, мы видим, что назрела необходимость учета разработанных почти в каждом регионе и даже муниципальном образовании страны собственных стратегий и целевых программ, каждая из которых в итоге выливается в расходование средств. Хотя это – бюджеты разного уровня, и может не быть правовых оснований рассматривать их в совокупности, но за ними стоят ресурсы страны как единой социально-экономической системы, и необходимо фиксировать, по каким целям они «растекаются», чтобы найти точки грамотного управленческого воздействия на эти процессы.

Таким образом, проблема есть не только в планировании, но и в контроле. Отсутствует информационно-технологическая платформа для анализа бюджетных расходов разрезе целей социально-экономического развития как перспективного вида контроля, который могла бы осуществлять Счетная палата Российской Федерации (при условии внесения дополнений в ряд правовых актов).

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

На основе нашего опыта создания систем управления стратегическим развитием сложных социально-экономических систем мы полагаем, что возможно за 1 год создать информационно-технологическую платформу для анализа всей совокупности бюджетных расходов страны в разрезе целей государственной политики.

В настоящее время в России для этого существуют и научно обоснованные методики, и управленческие технологии, и эффективные отечественные программные средства, и практика их применения в органах государственного управления.

Нам представляется целесообразным применить к задачам, находящимся в рамках компетенции Счетной палаты Российской Федерации, разработанную в нашей стране методологию моделирования деятельности органов власти и отечественное программное средство ГОС-Мастер, находящееся в свободном доступе. Построенная в программе ГОС-Мастер информационная модель позволит организовать «учет стратегий» разного уровня и экспертным мнением соотнести их с целями социально-экономического развития страны, выработанными в установленном порядке.

Мы просим предоставить нам возможность представить более подробно наше предложение в форме доклада- презентации продолжительностью до 2 часов. 

Приложения: 

1. Справка об опыте и методологии компании - на 1 л.
2. О создании информационно-технологической платформы - на 3 л.


С уважением,
Председатель Совета директоров
  Л.Ю. Григорьев
тел. +7 921 934 79 40

 

 

Приложение 1

Справка об опыте компании

Консалтинговая компания АНО КМЦ "Бизнес-инжиниринг" (Санкт-Петербург) создана в 1996 г. группой инженеров оборонного комплекса. 

Компания оказывает консультационные услуги в области постановки регулярного менеджмента, оптимизации управления системами и процессами предприятий и органов государственного управления. 

Научно-методологическая практика компании базируется на предложенном в еще 1960-1970 г.г. отечественными учеными подходе к управлению сложными социально-экономическими системами, к которым относятся и коммерческие предприятия, и органы государственной власти – через моделирование деятельности в ее существенных признаках и свойствах.

В общем случае моделирование дает информацию для анализа проектов достижения системой заданных целей, эффективности ее процессов и подсистем, помогает выявлять не оптимальность организационной структуры, неадекватность управленческого воздействия на процессы, происходящие в системе и многое другое. К настоящему времени компания создала не только научно обоснованные методики оптимизации управления на основе моделирования, но и средства информационно-технологической поддержки, адекватные потребностям организаций независимо от формы собственности. Это программное средство электронного моделирования ОРГ-Мастер, к настоящему времени внесенное в Российский реестр алгоритмов и программ. В течение 7 лет с момента выхода первой версии система моделирования ОРГ-Мастер была использована в более чем 500-х компаниях России и других стран СНГ (Северо-Западное пароходство, Концерн «Силовые машины», ОАО «Илим Палп Ентерпрайз», ОАО «Иркутскэнерго», Киришская ГРЭС, ОАО «Газаппарат», ОАО «КАМАЗ», «АСТРА Холдинг», Торговый дом «Петровский», Группа ГОТЭК, Холдинг ПЕКАР, Группа «Евросиб», Группа «Интергаз», ОГК-1, «ЛЭК – Строительная компания №1» и др.).

Опыт и методологические подходы «Бизнес Инжиниринг Групп» нашли применение и в государственном секторе. По заказу Минэкономразвития России в 2005-2006 г. в рамках ФЦП "Электронная Россия" и в целях поддержки мероприятий административной реформы компанией был выполнен проект "Моделирование деятельности органов власти, государственных и муниципальных организаций».

Идея проекта - создание единой национальной системы организационного моделирования в целях поддержки реорганизаций органов государственной власти и местного самоуправления, как в процессе административной реформы, так и для постоянного совершенствования их деятельности. В данном проекте опыт, накопленный в моделировании бизнес-систем, был адаптирован к задачам совершенствования государственного управления. При этом было разработано программное средство административного моделирования - ГОС-Мастер, предназначенное специально для моделирования деятельности органов власти.

ГОС-Мастер успешно использовался при подготовке административных регламентов федеральных ведомств: ФМС России, ФРС России, ФСТЗ России, Россвязьохранкультура, Росспорт, Ростехнадзор и многих других, а также используется в качестве основного средства моделирования процессов в администрации Санкт-Петербурга (ИАЦ).


 

Приложение 2

О создании информационно-технологической платформы для организации государственного контроля в области стратегического развития Российской Федерации

Чтобы описать ключевую идею этой IT-платформы, представим государственное управление как управляющую систему Российской Федерации - сложной социально-экономической системы, имеющей цели, ресурсы и находящейся в окружении других стран-систем, создающих ограничения. Эта управляющая система в свою очередь состоит из сложных систем – органов власти федерального уровня и органов власти уровня субъекта Российской Федерации. Органы власти как системы состоят их подразделений, имеют регулярные функции и административные процессы, часть из которых начинается и заканчивается внутри органов власти, а часть – выходит во внешнюю среду. Это процессы взаимодействия с другими органами власти и гражданами. Чтобы придать этой сложной системе свойство достигать поставленных целей, надо упорядочить ключевые взаимодействия, а для этого надо их «увидеть» в системе. Это значит, что систему надо точно представить в ее существенных признаках. Как это сделать?

Из теории систем известно, что единственным способом познания систем является моделирование. Моделирование давно применяется в практике государственного управления США, где законодательно был утвержден стандарт национальной модели управления развитием, и эта модель реализована в IT- решениях.

Аналогичный подход был признан перспективным и в России. В рамках ФЦП «Электронная Россия» 2004-2006 г. были разработаны необходимые методические и инструментальные средства. Для повышения прозрачности государственного управления было предложено в каждом органе власти иметь в электронном виде эксплицитную полную системную модель, отражающую все существенные аспекты деятельности (административную модель). В дальнейшем эти модели интегрируются в полную модель системы государственного управления России. В рамках проекта в 2006 г. было создано IT-решение для поддержки административного моделирования. Это программное средство получило название "Программно-методический комплекс ГОС-Мастер", и согласно условиям государственного контракта, должно находиться в свободном доступе. Программа предназначена для специалистов органов государственной власти и консультантов-аналитиков, занимающихся вопросами совершенствования деятельности органов власти.

С применением ГОС-Мастера и его функциональных приложений были выполнены пилотные проекты моделирования деятельности федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития России, Минтранс России) и органов власти субъекта Российской Федерации (Ямало-Ненецкий автономный округ). Деятельность органов государственного управления отражена в моделях на основании правовых актов в разрезе следующих аспектов:

  • стратегического аспекта - цели и показатели деятельности;
  • операционного (административного) аспекта - организационные звенья, функции, административные процессы, программы, проекты, документы, учетные системы, технические средства, иные ресурсы.

В результате работ в рамках ФЦП «Электронная Россия» 2004-2006 г.г. наша страна располагает необходимыми условиями для широкого внедрения информационных моделей в практику органов государственного управления:

  1. Подготовлен проект национального стандарта, описывающего информационные модели, которые могут применяться в государственном управлении России.
  2. Для внедрения моделирования разработано методическое обеспечение и обучающие программы для государственных служащих, подготовлены преподаватели курсов.
  3. Находится в свободном доступе программное средство административного моделирования ГОС-Мастер 2.0., поставляемое с 3 опорными моделями (для федерального уровня управления, ведомственного уровня управления и уровня субъекта Российской Федерации)

Программа ГОС-Мастер является инструментом, который позволяет описать структуру органа власти в виде иерархически упорядоченной и взаимосвязанной системы функций ….

…и организационных звеньев.

В программу может быть внесена система целей государственной политики Российской Федерации (или субъекта Российской Федерации) и система показателей деятельности, которую осуществляет орган власти в достижение этих целей.

Таким образом, с появлением программного средства ГОС-Мастер созданы технологические возможности наглядно сопоставить цели множества реализуемых бюджетных целевых программ с приоритетными целями страны и проанализировать вклад целевых программ, реализуемых органами власти субъектов Российской Федерации в достижение целей социально-экономического развития страны и отдельных территорий – по цепочке «Цели – Программы – Бюджеты».

Для России это один из первых случаев создания массовых типовых программных продуктов, используемых как инструмент оптимизации деятельности в госсекторе. Созданные в ходе проекта стандарты и программные средства могут лечь в основу национальной системы моделирования, сопоставимой, а в некоторых аспектах и превосходящей по уровню проработки аналоги, известные в международной практике (например, FEA – Federal enterprise architecture в США).

Однако, пока еще применение методологии административного моделирования и IT-решения ГОС-Мастер ограничено рамками локальных задач административной реформы (оптимизация структуры и функций органов власти, построение административных регламентов оказания государственных услуг).

Сильные возможности применения этих разработок в деле управления результативностью деятельности органов власти, как и в задачах государственного стратегического планирования и стратегического контроля, остаются нереализованными.

Информационно-технологическая платформа, созданная с применением вышеописанных отечественных достижений, позволит организовать государственный контроль в области стратегического развития сначала в порядке эксперимента, а затем - по мере накопления опыта и утверждения в установленном порядке правовых оснований и стандартов этой работы – как регулярную государственную функцию. 

Ждем ваших звонков:
+7 (812) 6703162
191015, Россия, Санкт-Петербург,
Фуражный пер., д.3
© 1999-2019 Бизнес Инжиниринг Групп
Написать письмо в службу поддержки сайта Бизнес Инжиниринг Групп
admin@bigc.ru www.bigc.ru  
  Рейтинг@Mail.ru
Главная Новости Контакты Поиск Персональный раздел
© 2006-2007 Разработка сайта - компания Lenvendo Работает на “1С-Битрикс: Управление сайтом”