Business Engineering Group | Главная страница Бизнес Инжиниринг Групп | Главная страница Написать письмо Написать письмо Карта сервера Карта сайта
Бизнес Инжиниринг Групп
ЧаВо Форум Контакты Прайс
ЧаВо
Форум
Контакты
Прайс
О фирме
Консалтинг
Обучение
Инструменты
Клиенты
е-Государство
Теория
Публикации
Методология бизнес-инжиниринга

Стратегия

Структуры

Процессы

Персонал

Финансы

Логистика

Маркетинг

Менеджмент качества

Менеджмент знаний

Информационные технологии

Библиотека избранных статей по менеджменту

Общие концепции современного менеджмента
Методологии бизнес-инжиниринга и бизнес-моделирования
Стратегическое управление
Организационное проектирование. Управление процессами и проектами.
Организационная культура и организационное поведение. Управление персоналом.
Логистика и управление производством
Финансовый менеджмент. Управленческий учет, бюджетирование.
Современный маркетинг
Менеджмент качества
Менеджмент знаний
Информационные технологии
Управленческий консалтинг
Краткий словарь терминов современного менеджмента

Задайте нам вопрос

Имя:

Компания:

Телефон:

E-mail:

Вопрос:
Введите число на рисунке:
Ближайшие семинары
Бизнес-моделирование: технологии и системы нового поколения. Только на семинарах «Бизнес Инжиниринг Групп»
подробнее подробнее...
Главная | Публикации | Библиотека избранных статей по менеджменту | Организационное проектирование. Управление процессами и проектами.

Предприниматель и Бизнесмен как оргпроектировщики пространства

Вольные и невольные упражнения в аналитике

Виталий Сааков

Эта серия текстов, как и предыдущая серия " Организационное развитие" (1), основывается на схемах – особой деловой реальности, в которой не дашь сам себя обмануть и трудно обмануть других. Ранее я отмечал, что бизнес и предпринимательство – это эффектные индикаторы реальности и тонкие критерии реалистичности. Ни бизнес, ни предпринимательство не могут быть не реалистичными. Они доказывают это своей жизнью. Живешь своим бизнесом, значит, реалистичен. Не реалистичен – не живешь. Как говорится, бизнес есть бизнес. Так говорится, а подразумевается, что бизнес и предпринимательство основывают себя на схемах. Основывать себя – самое хлопотное дело. Хлопотное постольку, что здесь идет выбор схем бизнеса. Вариантов к выбору – тысячи. Не менее хлопотное дело совершить поворот уже в начатом деле. Здесь уже сотни вариантов, т.к. дает себя знать прошлое и легко оно от себя не отпускает. Консультант предложит несколько десятков схем, снимая с себя риск выбора. Вот такое предуведомление. Оно сводится к тому, что стоит каждому себе сознаться: главная моя работа как бизнесмена и предпринимателя заключается в работе со схемами, над схемами, по поводу схем. Финансовых, коммерческих, организационных, аналитических, проектных, сборочных, разборочных и т.д., и т.п.

С моей точки зрения два последних типа схем – сборочных и разборочных – являются важнейшими. Действительно, никакое дело не ладится, если нет его сборочно-разборочной схемы. Касается ли это ремонта автомобиля, улаживания отношений в семье, раздела имущества или реструктуризации долга. Схемы бизнес-ландшафта и являются сборочно-разборочными. Что это значит? Это значит, что в такой схеме по большому счету, явно или не совсем, упакованы все остальные схемы, необходимые делу. В этом смысле картина бизнес-ландшафта (воображаемая, мыслительная и отчасти изобразительная) представляет собой как бы живую картину. Своеобразное кино для бизнесмена и предпринимателя. Кстати, на заре своего рождения кино так и называлось – живая картина. В картине бизнес-ландшафта все необходимые для бизнеса и предприятия действующие роли, герои, исполнители, все важнейшие сценарии и сюжеты, весь значимый антураж и полный комплект аксессуаров и реквизита. Как говорится ныне, реальное кино.

Итак, бизнес-ландшафт – картина, нацеленная на ту реальность, в которой претворяется собственное дело или быть вскоре делу замышленному. Бизнес-ландшафт – это первая реальность бизнеса. Другой первой реальности у бизнеса и предпринимательства просто быть не может. Во всякой иной первой реальности ему не жизнь (вновь оговорюсь, что бизнес без успеха по определению не является бизнесом). Поэтому можно наперед сказать, что у каждого бизнесмена и предпринимателя есть своя картина бизнес-ландшафта (о картинах бизнеса не выжившего речь не идет, ясно, что не годные были картины). Ее роль может быть сравнимой только с ролью родного языка, на котором мы говорим и в котором мыслим и при этом можем вовсе не придавать этому специального значения. До тех пор, пока нам хватает слов.

Почему все же сначала бизнес-ландшафт, а потом все остальное, например, бизнес-технологии? Несколько простых ответов-соображений. Той же бизнес-технологии размещаться на территории, а не на космической орбите. Следовательно, сначала картина бизнес-ландшафта, в ней только и увидишь возможность или невозможность технологического импорта-экспорта. Бизнес-технологии можно приобрести (при большом кармане – большую технологию, если карман поменьше, то и бизнес-технология будет соответствующая). Бизнес-ландшафт не приобретешь. Ведь речь не идет о земельных участках автаркного хозяйства. Даже приснопамятный колхоз никогда не мог вести дела, зарывшись в свои поля. Его председателю требовалась изрядная предприимчивость, а ее границы простирались весьма далеко от земель, "переданных коллективу навечно".

Картина бизнес-ландшафта, опираясь на территорию, является пространственной картиной, говоря современным языком, 3D-графикой. На рис.1 изображена принципиальная картина бизнес-ландшафта:

  1. Дело, которое уже есть или которое еще предстоит. Дело может существовать в двух организационных формах – предприятия и бизнеса.
  2. Территория (своя, чужая), с которой связывается дело. Территория всегда сугубо конкретна и специфична, нет двух одинаковых территорий, как нет двух одинаковых отпечатков пальцев.
  3. Описания в виде различных карт и комментариев. Карты прежде всего описывают территорию, а комментарии могут и не упоминать территорию, зато не забывают предприятия и бизнес (этим наполнены радио- и телеэфир, страницы газет и журналов).
  4. Макет, который как и всякий макет (2), с максимальной достоверностью изображает как территорию, так и дело, а в данном случае технологию дела, привязанную к территории.
  5. Плацдарм настоящего/предстоящего предприятия или бизнес-операции. Плацдарм есть ни что иное, как действующая на территории технология дела. Как и любой плацдарм он непосредственно принадлежит территории и, соответственно, имеет географические координаты и физические размеры. Плацдарм необходим делу, которое как и всякое дело, а не безделица, должно и развиваться, и функционировать. За развитие дела отвечает предприятие, за функционирование – бизнес. Пространственные сценарии бизнеса и предприятия. Итак, картина бизнес-ландшафта – это живая картина. Оживляют ее сценарии. Сценарии прорисовываются как связи и отношения между наполняющими картину фигурами, событиями, местами. Кто прорисовывает сценарии?

Разумеется бизнесмен и предприниматель, которые всегда не только вольные или вынужденные аналитики, но и остроумные или угрюмые сценаристы. Чтобы внести в картину (а точнее, пока схему картины) бизнес-ландшафта сценарное начало, сделаю небольшие изменения и дополнения в рис.1. На рис.2 теперь изображены ключевые фигуры, населяющие бизнес-ландшафт, их обыкновенные устремления и основания. Они в следующем. Основа дела – предприятие, ему для осуществления необходим плацдарм. Безоружным на плацдарме делать нечего. Поэтому путь к плацдарму лежит через технологический макет. Здесь, образно говоря, происходит вооружение (довооружение, перевооружение) предприятия. С этой целью макет соотносится с продуктами работ картографа и комментатора. Эти две фигурки, как следует из картины, никакого непосредственного отношения к делу не имеют. Задача выбора описаний, необходимых делу (разного рода карт и комментариев), лежит всецело на предпринимателе. Бизнесмен в соответствии со сценарием вступает в свою роль чуть позже.

Небольшое отступление. Эта схема не может быть использована лишь в двух случаях:

  • во-первых, если территорией мыслится весь шар земной, а плацдарм совпадает с ним в своих размерах и,
  • во-вторых, если вообще не мыслится никакой территории (этакий виртуальный бизнес).
  • А вот использоваться она может для представления бизнес-ландшафта страны, округа и так вплоть до предпринимателя, занимающегося "индивидуальной трудовой деятельностью"

    Предприниматель (в дальнейшем бизнесмен) как бы пропускает карты и комментарии через технологический макет дела. Макет есть ни что иное, как состыковка замысла дела (целей предприятия, его проекта, оргпроекта, видения ресурсов и пр.) со сведениями из карт (физических, экономических, политических…) и материалами комментариев (аналитических выкладок, экспертных заключений, мнений политиков, впечатлений разных лиц…). Может возникнут вопрос, почему сведения из карт и выводы комментаторов не могут быть положены прямо в основу дела. Самый простой и очевидный ответ: они не производились для этого предприятия. Не самый очевидный ответ: политик (высказывающий свое мнение), ученый (погруженный в географию), журналист (гоняющийся за сенсациями), телекомментатор (озабоченный рейтингом популярности) и пр. движимы своими корпоративными нормами. Даже картограф, будь он на исповеди, не смог бы отрицать той или иной фабрикации своих произведений, что уж там говорить обо всех остальных. Ангажированность этого круга лиц самая мягкая их характеристика. Коротко говоря, их "партнерство" в бизнесе и предприятии должно быть еще куплено. И не дешево.

    Как только появляется уверенность в макете (как результативности состыковки), предприниматель приступает к монтажу и обкатке технологии своего дела. В этом смысле плацдарм может рассматриваться как "испытательный столик". После испытания предприятие становится бизнесом, вполне равнодушным к территории. А предприниматель переквалифицировывается в бизнесмены. Если подводить промежуточное резюме, то звучать оно может так: никому не заказано быть предпринимателем, но не каждое предприятие завершается бизнесом. Причины, как догадывается читатель из этого сценария или возможных других, разные. Лично мне понятна и близка такая: бизнес, в отличие от предприятия, это скучно. Но необходимо. Иначе не видать нам обилия еды, одежды, телевизоров и т.п.

    Бизнес-ландшафт и рынок

    Хороши модели рынков (рыночные модели) в учебных классах. Такие ясные и простые для усвоения модели. Хороши модели рынков в научной работе. Опровергай одни и предлагай ученым собратьям другие. Таково происхождение и назначение любых моделей, в т.ч. моделей рынков. Создание картины бизнес-ландшафта – не дело продвинутого одиночки. Она, картина, создается как мозаика из множества фрагментов множеством действующих лиц. Не будет этих лиц – не будет и картины. Страдательная в этом случае сторона очевидна

    Давно не был в бизнес-клубе. Как нынче скрашивают там досуг? А не сыграть ли в карты? Я бы начал сдавать...

    1 - см. здесь также "Деловое обозрение", №№ 5-9, 2002

    2 - Всем известно назначение макета в штабной работе военных. Он может быть выполнен в виде песочницы, рельефной карты местности с передвигаемыми фигурками, в виде схемы-диаграммы… Может быть выполнен самым различным образом, но с одной целью – служить связующим звеном между, с одной стороны, плацдармом настоящих действий и, с другой, замышляемым действием.

    PRISS-laboratory, октябрь 2002

    Ждем ваших звонков:
    +7 (812) 6703162
    191015, Россия, Санкт-Петербург,
    Фуражный пер., д.3
    © 1999-2019 Бизнес Инжиниринг Групп
    Написать письмо в службу поддержки сайта Бизнес Инжиниринг Групп
    admin@bigc.ru www.bigc.ru  
      Рейтинг@Mail.ru
    Главная Новости Контакты Поиск Персональный раздел
    © 2006-2007 Разработка сайта - компания Lenvendo Работает на “1С-Битрикс: Управление сайтом”